ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

25.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Совокупность свойств летательного аппарата, его экипажа в обслуживающего персонала, наземных и воздушных средств связи, управлений и самолетовождения представляет собой авиацион­но-транспортную систему.

Безопасность полетов — свойство авиационно-транспортной си­стемы, заключающееся В ее способности осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей, предупреждать возникновение особых ситуаций.

Особая ситуация — представляет собой совокупность факторов, обусловливающих потенциальное снижение уровня безопасности полетов. Такая ситуация может быть вызвана проявлением небла­гоприятных особенностей аэродинамики, устойчивости, управляе­мости и прочности летательного аппарата, отказом функциональ­ных систем, воздействием неблагоприятных внешних условий, не­достатками в наземном обеспечении полетов, ошибкам личного состава, нарушениями правил эксплуатации авиатехники и пило­тирования, различным сочетанием указанных выше факторов. По степени опасности особые ситуации разделяются иа усложнения условий полета, опасные, аварийные и катастрофические ситуа­ции.

К усложнениям условий полета относят ситуации, характеризу­ющиеся необходимостью повышенного внимания экипажа. Услож­нение условий полета не связано с немедленным изменением плана полета и не требует для его благополучного завершения каких — либо экстренных действий экипажа.

К опасным ситуациям относят такие, которые характеризуются — гем, что предотвращение перехода ее в аварийную и пи катастсо — фическую ситуацию может быть обеспечено своевременными й

правильными действиями члеиов экипажа, в том числе немедлен­ным изменением плана, профиля или режима полета

Аварийная ситуация характеризуется необходимостью экстрен­ной посадки летательного аппарата или ситуацией, при которою предотвращение перехода в катастрофическую ситуацию связано со значительным повышением физических и психофизиологи юских нагрузок на экипаж и требует высокого профессионального ма стерства членов экипажа.

К катастрофическим относят такие ситуации, при которых пре дотвращеиие гибели людей и потери летательного аппарата ока­зывается практически невероятным событием

Безопасность полетов связана с таким понятиями, как авиаци­онное происшествие и предпосылка к авиационному происше­ствию.

Авиационным происшествием называют событие, связанное с эксплуатацией летательного аппарата и происшедшее в период нахождения иа его борту пассажиров или экипажа с целью вы полнения полета, при котором произошло полное разрушение или повреждение летательного аппарата, повлекшее нарушение его прочности с гибелью или без гибели какого-либо из указанных лиц

К авиационным происшествиям относят также события, свя- ванные с пропажей без вести летательных аппаратов с находящи­мися иа них людьми, а также с утратой летательных аппаратов в результате вынужденных посадок, исключающих возможность их. эвакуации.

Все авиационные происшествия подразделяют на летные и на земные К летным относятся происшествия, происходящие в полете, а к наземяым — происшествия до или после полета. Полетом или временем полета считают период от начала разбега до окончания пробега после посадки. Окончанием пробега считается момент ос­тановки летательного аппарата или начало сруливаяня с взлетно — посадочной полосы.

В зависимости от последствий для экипажа, находящихся иа борту пассажиров и летательного аппарата летные происшествия подразделяются на три группы: катастрофы, аварии и поломки (ГОСТ 18340—73).

Катастрофа — летное происшествие, которое приводит к гибели хотя бы одного лица из состава экипажа или пассажиров при пол­ном или частичном разрушении летательного аппарата Летное происшествие считают катастрофой, если смерть людей от ране­ний, полученных при летном происшествии, наступает в течение десяти суток поеле него. К катастрофам также относят пропаже* без вести летательного аппарата с находящимися на нем людьми

Авария — летиое происшествие, которое не влечет за собой ги бели людей из состава экипажа или пассажиров и заключается в полном разрушении летательного аппарата или в таких поврежде­ниях, при которых восстановление его является невозможным ил» нецелесообразным.

Поломка —летное происшествие, которое не влечет за собой ги — ■бели людей нз состава экипажа или пассажиров и заключается в таких повреждениях летательного аппарата, которые могут быть устранены силами ремонтных органов, после чего летательный ап­парат может быть допущен к эксплуатации. Целесообразность ремонта летательного аппарата в каждом случае определяется ко­миссией, расследующей летное происшествие, с участием предста­вителя ремонтного органа, в котором предполагается восстановле­ние летательного аппарата.

Предпосылкой к авиационному происшествию считают такое событие, которое создает угрозу безопасности полета, а при опре­деленных условиях может вызвать авиационное происшествие. Та­ким образом, предпосылка к летному происшествию — событие, возникающее в полете вследствие возникновения опасной или ава­рийной ситуации. Как следствие, предпосылка к происшествию приводит к вынужденной посадке, полету с неработающим двига­телем, прерванному взлету, приземлению до начала ВПП или вы­катыванию за ее пределы и др.

Предпосылка к летному происшествию отличается от летного происшествия только последствиями.

Вынужденная посадка — посадка «а аэродром или вне аэро­дрома вследствие отказов, возникающих в функциональных систе­мах летательного аппарата в полете, не. позволяющих выполнять полет по заданию.

При рассмотрении аварийных ситуаций обычно выделяют ава­рийные факторы. Аварийный фактор представляет собой событие или явление, проявляющееся в виде отказа техники, попадания ле­тательного аппарата в неблагоприятные условия, ошибки летиого или технического состава, при которых создается реальная угроза безопасности полета, т. е. становится возможным летное происше­ствие. В этой связи аварийной ситуацией считают обстановку, ко­торая может сложиться в результате появления аварийного фак­тора. Если аварийный фактор привел к летному происшествию, то его классифицируют как причину летного происшествия. В том слу­чае, когда аварийный фактор не привел к летному происшествию, •его классифицируют как предпосылку к летному происшествию.

В ряде случаев возникают чрезвычайные авиационные проис­шествия.

Чрезвычайное происшествие — событие, связанное с эксплуата­цией летательного аппарата, но не относящееся к авиационным происшествиям, при котором наступило одно из следующих по­следствий: летательный аппарат разрушен или получил поврежде­ния, которые повлекли нарушение прочности его конструкции или изменение летно-технических характеристик; ранение или гибель людей; гибель находившихся на борту людей после вынужденной посадка от голода, жажды, холода и других причин.

К наземным авиационным происшествиям относят случаи по­вреждения летательных аппаратов при нахождении их на стоян­ках, во время запуска и опробования двигателей, при техническом

обслуживании, во время руления, буксировки, при обслуживании спецтранспортом н средствами механизации, при пожарах, стихий дах бедствиях и других подобных обстоятельствах

В случае их появления руководители предприятий, начальники аэропортов и летно-испытательных станции докладывают о них не­медленно начальнику управления гражданской авиации, ремонт­ного предприятия